Экранизации известных писателей-фантастов: Артур Кларк, Рэй Брэдбери, Станислав Лем, Айзек Азимов, Филип К. Дик, Роберт Хайлайн, А. Беляев, братья Стругацкие Преобразование фантастического произведения в незабываемое кино — задача не из простых. Экранизация книги — это своеобразная форма перевода мыслей, фантазий, философии автора на кинематографический язык, их проекция на экран. Иногда режиссеры с этой задачей справляются просто блестяще. Наша подборка фильмов-экранизаций одних из самых лучших фантастов мира 1. 2001 год: Космическая одиссея (1968) Стэнли Кубрик (Артур Кларк) 2. Джонни Мнемоник (1995) Роберт Лонго (Уильям Гибсон) 3. Бегущий по лезвию (1982) Ридли Скотт (Филип К. Дик) 4. Солярис (1972) Андрей Тарковский (Станислав Лем) 5. 451 градус по Фаренгейту (1966) Франсуа Трюффо (Рэй Брэдбери) 6. Я, робот (2004) Алекс Пройас (Айзек Азимов) 7. Звездный десант (1997) Пол Верховен (Роберт Хайлайн) 8. Особое мнение (2002) Стивен Спилберг (Филип К. Дик) 9. Человек-амфибия (1961) Г. Казанский, В. Чеботарев (Александр Беляев) 10. Сталкер (1979) Андрей Тарковский (Стругацкие) 1. 2001 год: Космическая одиссея (1968) Стэнли Кубрик (Артур Кларк) «Космическая одиссея» — это другое кино, особое, не похожее на то, что было ранее — это фьюжн уникального замысла Кубрика и научной фантастики Артура Кларка. Сюжет фильма и одноимённого романа приводит экспедицию на Юпитер для поиска древнего монолита, который может владеть ключом к эволюции человека. Эта лента вытащила научно-фантастические фильмы из резинового костюма монстров на качественно высший уровень. Достоверное описание жизни в космосе и исследований его пространства, изображение обезумевшего искусственного интеллекта, исследование тайны, что простирается от зарождения человечества до нашего далекого будущего. Трудно перечислить все те новшества, которые принёс в кинематограф этот фильм. Потрясающие визуальные эффекты, создающие реалистичную картинку космических путешествий, технологии будущего (плоские экраны, кредитные карты, распознавание голоса, телевизоры в спинках кресел), не дают поверить, что происходящее на экране было создано в 60-х годах. 2. Джонни Мнемоник (1995) Роберт Лонго (Уильям Гибсон) Фантастический фильм, снятый Робертом Лонго по одноименному рассказу Уильяма Гибсона. Главную роль в фильме исполнил Киану Ривз. В насквозь кибернетизированном будущем самый ценный товар — информация, доставляемая курьерами в самом надежном месте — в их собственном мозгу. Для того, чтобы преуспеть в этом бизнесе, Джонни «стер» воспоминания детства и расширил память сверхсовременных компьютерных приспособлений. Но и этого оказалось мало для информации, которую он взялся доставить. Если ее вовремя не сгрузить, то Джонни погибнет. Ставки велики, и информацию из головы (можно и с головой, но без Джонни) желает получить вездесущая японская мафия, подключающая к столь тонкому делу проповедника… 3. Бегущий по лезвию (1982) Ридли Скотт (Филип К. Дик) В наше время Филип К. Дик — один из самых экранизируемых писателей-фантастов. К сожалению, при жизни автора была снята лишь одна картина по мотивам его произведения. Это была лента Ридли Скотта «Бегущий по лезвию», основанная на романе «Мечтают ли андроиды об электроовцах?». Филип К. Дик был в восторге от этой экранизации, которая сейчас признана одним из лучших научно-фантастических фильмов за всю историю кинематографа. Так получилось, что и лента Скотта во многом опередила свое время, не была поняты современниками, провалились в прокате и приобрели культовый статус среди поклонников научно-фантастического кино спустя много лет после выхода. О «Бегущем по лезвию» написаны сотни статей, этот фильм преподают практически во всех киношколах по всему миру. Что же в нем такого замечательного? Во-первых, удивительная атмосфера и режиссура, ведь эта лента по своему стилю отсылает нас к нуару 40-х-50-х годов прошлого века (также считается, что это один из первых примеров киберпанка на большом экране). Во-вторых, замечательный актерский состав (Харрисон Форд в роли охотника за репликантами Рика Декарда стал образцом для многих актеров в похожих картинах). В-третьих, удивительные визуальные эффекты. Когда смотришь «Бегущего по лезвию», трудно поверить, что этот фильм был создан в начале 80-х годов! Единственный минус: создатели ленты довольно вольно обошлись с текстом-первоисточником. Но, как уже писалось выше, самому Филипу К. Дику картина очень понравилась. По легенде, он даже воскликнул: «Вы просканировали мне мозг!» 4. Солярис (1972) Андрей Тарковский (Станислав Лем) Психолог Крис Кельвин оставляет Землю и семью, чтобы узнать, почему нет сигналов с орбитальной станции «Солярис». По прибытии, Кельвин выясняет, что оставшиеся в живых члены экспедиции ведут себя очень странно. Что происходит с ними и в какие игры играет планета с людьми? Он не знал, что исследовать будет не, он, а его. Планета-океан понимает и порождает воспоминания людей, чем доводит их до помешательства или самоубийства. «Солярис» Станислава Лема — является сложным, философским произведением, которое ставит перед человеком множество вопросов. Его главный герой Океан – живая, разумная субстанция, которая не желает ни с кем контактировать, но знает желания людей и может их воплощать. В ленте Андрея Тарковского (1972) Океан уходит на второй план, а главной становится личная трагедия главного героя, его взаимоотношения, чувства. Океан дает ему надежду на прощение, на будущее — он возвращается домой. Экранизация Стивена Содерберга (2002) — это фильм об одиночестве человека, поиске себя и своего предназначения в этом мире. Это впечатляющая мелодрама в космическом антураже. 5. 451 градус по Фаренгейту (1966) Франсуа Трюффо (Рэй Брэдбери) Роман-антиутопия изображает будущее, в котором книги попали под запрет, и массово сжигаются отрядами пожарных, люди, интересующиеся литературой, преследуются законом. Ответственный пожарник Монтэг послушно выполнял свой долг до тех пор, пока сам не открыл книгу в поисках ответов на возникшие вопросы. И его жизнь резко меняется — он становится человеком-книгой. В 1966 году французский режиссер Франсуа Трюффо создал одну из лучших фантастических лент. Он снял простой и самобытный фильм. Не смотря на то, что сюжет претерпел значительных изменений, режиссёру удалось донести главные идеи автора о принципах жизни тоталитарного общества и подметить основные тенденции его развития, которые актуальны и по сей день. 6. Я, робот (2004) Алекс Пройас (Айзек Азимов) Художественный научно-фантастический фильм Алекса Пройаса, поставленный по мотивам цикла произведений Айзека Азимова о позитронных роботах («Три закона роботехники»). В главной роли детектива Дэла Спунера снялся Уилл Смит. Действие фильма происходит в будущем (2035 год), где роботы являются обычными помощниками человека. Главный герой — полицейский, «не переваривающий» роботов, расследует дело об убийстве, в которое оказывается вовлечен робот. Речь идет о возможном нарушении «Закона о Роботах» (робот никогда не поднимет руки на человека), что, в принципе, невозможно. Ситуация близка к катастрофической: если машины могут нарушать этот закон, то уже ничто не остановит их от захвата контроля над людьми, тем более, что человечество уже давно стало полностью зависимо от роботов… 7. Звездный десант (1997) Пол Верховен (Роберт Хайлайн) «Звездный десант» Роберта Хайлайна — эта одна из самых сильных и самых популярных работ автора посвящена столь близкой и актуальной нам военной теме. Роман открыл новую веху жанра — военную научную фантастику. Не смотря на то, что произведение вызвало бурю противоречивых мнений, режиссеры не раз брались за его экранизацию. Самой яркой и скандальной была интерпретация Верховена. Он мастерски вплел в канву жестокого фантастического боевика открытую сатиру на американское общество с его военными, демократией, патриотизмом, гражданской позицией, идеологией и пропагандой. 8. Особое мнение (2002) Стивен Спилберг (Филип К. Дик) Если Спилберг берется за экранизацию фантастики, то итоговый результат всегда превосходит даже самые смелые ожидания. И фильм «Особое мнение» исключением не стал. Спилберг никогда не жалеет денег на дорогие и сложные спецэффекты, благодаря чему от экрана невозможно оторвать взгляд. В «Особом мнении» Спилбергу, как до него Ридли Скотту в «Бегущем по лезвию», удалось точно передать атмосферу текста-первоисточника, а также изобразить душевные метания главного героя, полицейского Джона Андертона, в исполнении Тома Круза. В экранизациях произведений Дика мы всегда не до конца понимаем, где проходит граница реальности. Точно ли происходит то, что мы видим? Если отбросить философию на второй план, то у Спилберга получился качественный и красивый фантастический боевик с погонями и перестрелками. Это кино и для массового зрителя, и для любителей ребусов на большом экране. 9. Человек-амфибия (1961) Г. Казанский, В. Чеботарев (Александр Беляев) Советский художественный фильм, поставленный на студии «Ленфильм» по одноименному научно-фантастическому роману Александра Беляева. «Человек-амфибия» — тот редкий случай, когда книга и экранизация одинаково хороши. При этом они разнятся по своей атмосфере. Минуло уже много десятков лет, а фильм все также производит светлое впечатление. В нем нет ничего лишнего, он такой же красивый и легкий, как многие ленты 60-х. Отдельного слова заслуживают песни к Амфибии: «Эй, моряк, ты слишком долго плавал. Я тебя успела позабыть...» Однажды талантливый ученый доктор Сальватор спас жизнь маленькому мальчику, пересадив ему жабры акулы. С этого дня Ихтиандр, так назвал своего приемного сына ученый, мог плавать под водой, как рыба, нырять на любую глубину, но ему было тяжело подолгу находиться на суше… 10. Сталкер (1979) Андрей Тарковский (Стругацкие) Фантастический фильм-притча Андрея Тарковского, снятый по мотивам повести «Пикник на обочине» братьев Стругацких. Одно из наиболее значительных произведений в творчестве Андрея Тарковского, который говорил, что в нем он «легально коснулся трансцендентного». Действие фильма происходит в вымышленном времени и пространстве; у героев нет имен — только прозвища. Приблизительно за двадцать лет до начала действия фильма зарегистрировано падение метеорита. В этом районе начали происходить аномальные явления, стали пропадать люди. Место получило название «Зона», и поползли слухи о некоей таинственной комнате, где могут исполняться желания: самые заветные, самые искренние, самые выстраданные. Зону оцепили военными кордонами и колючей проволокой. Главный герой фильма — недавно вышедший из тюрьмы человек, которого называют «Сталкер». Он зарабатывает на жизнь, организуя нелегальные экспедиции в Зону.

Теги других блогов: кино фантастика экранизации